
Школьный психолог: мифы и правда
Психологи пришли в наши школы сравнительно недавно, поэтому далеко не каждый знает, а чем же, собственно говоря, они занимаются. За это недолгое время родилось много смешных (равно как и печальных) «мифов» о психологах и их клиентах, которые, честно говоря, очень мешают. Поэтому наша работа начинается с разговора об этих мифах и о том, кто такие психологи и чем они занимаются на самом деле.
Миф 1. Если ты консультируешься у психолога – ты псих. Психологи и психиатр – это одно и тоже.
Правда: психолог отличается от психиатра, как сумасшедший день от сумасшедшего дома. Врач-психиатр – это специалист в области лечения психических заболеваний (напр., шизофрения). Психиатр использует преимущественно медикаментозные методы лечения (лекарства, таблетки).
Психолог – специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учебе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие, конфликтные ситуации и многое другое).
Миф 2. К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы.
Правда: К психологу обращается человек, которые ощущает потребность изменить свое поведение, свою жизнь в ту или иную сторону и ищет грамотный способ, эффективные путь осуществления этих изменений.
Психолог – специалист, который может помочь найти такой путь, свой, уникальный для каждого. Если у вас болит зуб, вы ведь не видите ничего зазорного, чтобы обратиться к стоматологу?
Миф 3. Если ты обратился к школьному психологу – об этом станет известно всей школе.
Правда: основное правило работы психолога, и особенно школьного психолога – конфиденциальность. Это значит, что никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились к психологу, о содержании вашей с ним беседы, а зачастую даже и о самом факте вашего обращения. Это же касается и результатов психологического тестирования, которое проводится в школе. О ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщенном виде (напр. так: 70% учеников класса выполнили тест с высокими показателями; 30% - со средними и т.д.).
ЭТО МОЖНО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ
Став родителями, мы невольно передаем нашим сыновьям и дочерям скрытые послания, усвоенные нами в детстве. Что слышат дети в наших привычных наставлениях?
Мы говорим…
|
Ребенок слышит…
|
Скажите иначе…
|
Осторожно – упадешь!
Не трогай собаку – укусит!
|
Мир опасен, лучше вообще ничего не делать.
|
Позаботься о себе, береги себя.
Будь внимательным.
|
Давай быстрее! Поторопись! Замолчи! Стой! Отвечай!
|
Ты не важен. Тебе придется поступиться своими желаниями ради моих.
|
У меня 10 минут. Сколько нужно времени тебе? (Попробуйте договориться)
|
Не хныч. Не ори.
Не смейся. Не плачь.
|
Не выражай своих эмоций.
|
Ты, наверное, устал. Ты чего-то испугался. (Постарайтесь понять чувства ребенка)
|
Ну сколько можно повторять (объяснять)!
|
Ты глупый, ты неудачник.
|
Ты справишься, попробуй еще.
Я могу помочь, если хочешь.
|
Мальчики не должны бояться (плакать).
Девочка должна быть послушной.
|
Мужчина не имеет права на чувства.
Женщина – всегда жертва.
|
Ты расстроился. Ты рассердилась. Ты имеешь право это переживать.
|
Как тебе не стыдно!
|
Ты плохой, с тобой что-то не в порядке.
|
Все мы ошибаемся. Ошибка – это шаг вперед, к умению и знанию.
|
Посмотри, как хорошо он/она делает, а ты?!
|
Ты хуже других.
|
Я люблю тебя таким, какой ты есть.
|