
ПУТЕШЕСТВУЕМ ВМЕСТЕ!
Люди любят путешествовать по разным причинам. Для одних это смена привычной обстановки и приятный отдых. Другие стремятся побольше узнать об истории и культуре разных стран. Кому-то по душе интересные знакомства и новые впечатления. Но есть то, что объединяет все эти стремления, – получение новых эмоций и позитивного настроя. Достаточно вспомнить, с каким упоением, вернувшись домой, мы рассказываем о путешествии, с каким удовольствием в десятый раз рассматриваем фото и видео с самыми яркими моментами нашего отдыха!
Даже после короткой поездки в выходные в соседний город мы чувствуем прилив сил, активности и вдохновения. Те же самые чувства, только в несколько раз сильнее, испытывают дети, у которых, как известно, преобладает эмоциональное восприятие окружающего мира. Вот почему важно оправляться в путешествия вместе с детьми.
Многие родители отмечают у детей скачок в развитии после такого отдыха. Это результат переосмысления нового опыта. У детей практически любая смена обстановки является новым, требующим адаптации событием. Конечно же, чем больше положительного опыта сможет получить малыш, тем лучше для его развития. В любом случае, отдых с детьми помогает не только взаимному познанию детей и родителей, но и является для взрослых невероятно чудесной возможностью увидеть мир незамыленным, чистым, любопытствующим детским взглядом.
Почему детям полезно путешествовать?
Во-первых, любое общение детей с родителями укрепляет семейные отношения. Если в привычной, будничной обстановке ребенок видит маму и папу лишь несколько часов в день, то во время совместного отдыха все члены семьи постоянно находятся вместе, разделяя друг с другом не только радости, но и трудности. Радости добавляют ребенку положительных эмоций, а ограничения во время путешествия приучают к ответственности и самостоятельности, воспитывают умение уважать желания и стремления членов своей семьи, успешно преодолевать трудности и довольствоваться малым. Разумеется, пример в этом должны подавать родители.
Во-вторых, возможность выйти за рамки своей квартиры, дома, города – для детейвсегда грандиозное событие, даже если вы едете на пару дней к родственникам. Если у взрослых подготовка к путешествию сводится к упаковыванию чемоданов, то у ребенка этот процесс сопровождается бурей радостных эмоций от предвкушения поездки.
В-третьих, посещение новых мест не только интересно, но и полезно с познавательной точки зрения. Дети практически без устали впитывают и запоминают информацию, ежеминутно получая новые знания, расширяющие кругозор. Неважно, куда вы отправились – за границу, на море или в деревню к бабушке: ребенку одинаково интересно все то, что он увидит в новом для себя месте. Незнакомые люди, интересные достопримечательности, солнечный пляж, экскурсия в горы и даже работающий в поле комбайн – все это для маленького человечка настоящее открытие! Открытие нового, неизведанного, и потому такого притягательного для любознательной детской натуры!
Безопасность ребенка
на улице и дома
Памятка для родителей по безопасности детей в летний период
Уважаемые родители, не забывайте, что вашим детям нужна помощь и внимание, особенно в летний период.
Постоянно напоминайте вашему ребёнку о правилах безопасности на улице и дома:
- Не уходи далеко от своего дома, двора.
- Не бери ничего у незнакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону.
- Не гуляй до темноты.
- Обходи компании незнакомых подростков.
- Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.
- Не входи с незнакомым человеком в подъезд. Здесь стоит отметить, что иногда преступления совершаются знакомыми людьми (например, какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый и тихий дядя Ваня на деле может оказаться маньяком).
- Не открывай дверь людям, которых не знаешь.
- Не садись в чужую машину.
- На все предложения незнакомых отвечай: "Нет!" и немедленно уходи от них туда, где есть люди.
- Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.
- В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай.
Помните и о правилах безопасности вашего ребёнка дома:
-
- не оставляйте без присмотра включенные электроприборы;
- не оставляйте ребёнка одного в квартире;
- заблокируйте доступ к розеткам;
- избегайте контакта ребёнка с газовой плитой и спичками.
Ежедневно напоминайте своему ребёнку о правилах дорожного движения.
Используйте для этого соответствующие ситуации на улице во дворе, по дороге в детский сад. Находясь с ребенком на улице полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами.
Помните, что ваш ребёнок должен усвоить:
- без взрослых на дорогу выходить нельзя, идешь со взрослым за руку, не вырывайся, не сходи с тротуара;
- ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;
- переходить дорогу можно только по пешеходному тротуару на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились;
- проезжая часть предназначена только для транспортных средств;
- движение транспорта на дороге регулируется сигналами светофора;
- в общественном транспорте не высовываться из окон, не выставлять руки и какие-либо предметы.
Помните! Ребенок берёт пример с вас – родителей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению ребёнка на улице и дома.
Осторожность на воде
Летний период несет в себе не только радость каникул, возможность загорать и купаться, но и высокие риски для детей. Связанно это с множеством факторов. Летом дети едут отдыхать в детские лагеря, в деревню к бабушкам, ходят купаться на речку и играть в лесу, всё это несет различные угрозы.
Не игнорируйте правила поведения на воде и не разрешайте делать это детям. Не купайтесь с ними в местах, где это запрещено. Не заплывайте за буйки, не прыгайте в воду со скал или в местах с неизвестным дном. Старайтесь держать ребенка в поле своего зрения, когда он находится в воде. Для детей, которые плохо плавают, применяйте специальные средства безопасности, надувные нарукавники или жилеты. Строго контролируйте нахождения ребенка в воде, чтобы избежать переохлаждения. После купания в соленой воде необходимо помыться пресной.
Обучите детей правилам поведения в критических ситуациях, объясните опасность водоворотов, судорог, больших волн, сильных течений и т.д. Научите азам техники спасения утопающих, если вы не можете сделать это сами, то сходите к инструктору по плаванию.
«Игры с детьми на отдыхе в летний период»
Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».
Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, на забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.
Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.
Игры с мячом
«Съедобное – несъедобное»
Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.
«Назови животное»
Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.
«Догони мяч»
Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.
«Проскачи с мячом» (игра-эстафета)
Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей. Определите место, до которого необходимо «доскакать». По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.
«Вышибалы»
Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, «вышибить» игроков из центра. Потом команды меняются местами.
Это совсем небольшой перечень игр с мячом, которые вы можете провести с детьми на отдыхе. Фантазируйте, придумывайте свои игры, и вам обеспечено хорошее настроение.
Также можно использовать и многое другое для совместных игр. Если вы отдыхаете в лесу, посмотрите вокруг, наверняка вы найдете там шишки. Устройте соревнование. «Кто больше соберет шишек». Проведите игру «Самый ловкий». Найдите пенек и поставьте на него пластиковую бутылку. А теперь постарайтесь сбить ее шишкой на расстоянии. Используйте для игр желуди, камешки, веточки, фантазируйте вместе с детьми.
Познакомьте детей с русскими народными играми: «Горелки», «Чехарда». Вспомните игры в которые играли сами в детстве: «Садовник», «Краски», «Бабушка, нитки запутались», «Жмурки». Ваш ребенок будет в восторге, а вы снова окажитесь в детстве. Отличное настроение обеспечено и вам, и вашему ребенку.
Желаем вам хорошего семейного отдыха!
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛОЩАДОК В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это – лето
На все лето к нам пришло!
Вот и началось настоящее теплое лето и полностью вступило в свои права!
Лето — удивительная пора! Самое радостное и теплое время года. Каждое время года по-своему прекрасно, но лето имеет преимущество, оно всеми любимо, а особенно детьми. И каждый peбенок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время.
Учитывая все это, педагоги нашего дошкольного учреждения организуют и проводят работу с детьми, создавая комфортные и педагогически целесообразные условия для пребывания дошкольников на свежем воздухе. Организация деятельности детей в летний период должна в полной мере способствовать их развитию, быть интересной, увлекательной, укрепляющей здоровье.
На территории нашего учреждения организована работа следующих тематических площадок:
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА "СОЛНЕЧНАЯ ПАЛИТРА»
В процессе изобразительной деятельности в летний период дети не только закрепляют изобразительные навыки, полученные в течение года. Им открываются возможности использовать изученные художественные техники в новых условиях, находить нестандартные способы изображения. Знакомые ребятам технические приемы изображения цветов, деревьев, кустарников, неба применяются в рисовании природных явлений с натуры. Развитию изображения и творческой инициативы способствует то, что одни и те же художественные задачи наши воспитанники учатся решать разными путями, применяя разнообразные художественные материалы, различные техники или их сочетания.
Задачи:
- формирование художественного вкуса и эстетического восприятия природы;
- закрепление и совершенствование изобразительных навыков;
- активизация творческих способностей детей;
- накопление представлений о живой природе.
Тематическая площадка «Солнечная палитра» представляет собой ровную, затененную площадку с травяным покрытием.

Стационарное оборудование:
- стол для занятия, скамейки;
- вывеска-эмблема тематической площадки.
Выносное оборудование:
- мольберт
- разнообразные художественные материалы (краски – гуашь, акварель; цветные карандаши, восковые мелки; бумага разного формата и цвета, кисти и др.)
- природный материал (шишки, желуди, каштаны, ракушки и др.).


Формы работы в летний период:
- рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
- проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
- включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
- освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
- лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
- аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
- конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
- детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
- изготовление (совместно с воспитателем) коллажей, декораций, костюмов, атрибутов (к игре, спектаклю, развлечению);
- самостоятельная изобразительная деятельность;
- организация выставок детских работ;
- включение изобразительной деятельности в детские праздники;
- проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями и др.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА «ЗДОРОВЯЧОК»

Тематическая площадка включает в себя физкультурную площадку, оснащенную стационарным физкультурно-игровым оборудованием с различными выносными пособиями. Работа на этой площадке способствует развитию двигательной активности детей, волевых качеств личности, навыков владения спортивным оборудованием.
Задачи:
- укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию положительного эмоционального состояния;
- всесторонне совершенствовать физические функции организма;
- повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания;
- формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями;
- удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка;
- способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.
Стационарное оборудование:
- корзины для выносных физкультурных атрибутов;
- прыжковая яма;
- щит для метания;
- металлическая горка-лестница для лазания;
- металлическая лестница для лазания различной высоты;
- физкультурная площадка на участке.

Выносное оборудование:
- мягкие модули;
- мячи различной величины;
- кегли;
- обручи;
- гимнастические палки
- мешочки с песком для метания;
- ленты, веточки искусственных цветов для подвижных игр и упражнений;
- скакалки;
- магнитофон.

Формы работы в летний период:
- физкультурные досуги;
- спортивные праздники и развлечения;
- подвижные игры различной степени подвижности;
- эстафеты с различными движениями;
- индивидуальная работа с детьми;
- различные виды метания, прыжков, ползания, лазания;
- упражнения на равновесие;
- занятия на развитие двигательных физических качеств;
- игры с использованием спортивного инвентаря;
- игры с мячом, свободные игры с мячом;
- элементы спортивных игр;
- игры со скакалками и др.;
- народные подвижные игры;
- самостоятельная двигательная деятельность;
- спортивные упражнения (в метании, бросании и ловле мяча).
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА «АВТОГОРОДОК»

Работа на этой площадке способствует закреплению у детей дошкольного возраста правил дорожного движения и практических навыков поведения в условиях игрового пространства.

Задачи:
- формирование представлений о правилах безопасного поведения на улице;
- закрепление представлений о дорожных знаках и их значение, сигналах светофора;
- формирование представлений о основных видах транспортных средств, о профессиях, связанных с транспортными средствами;
- применение в повседневной жизни доступных правил поведения пешехода на улице;
- активизация внимания, наблюдательности, развитие умения видеть и слышать, что происходит вокруг, ориентироваться в дорожной обстановке;
Игровое пространство тематической площадки расположено на площадке представляет собой асфальтированную площадку с дорожками с поворотами, разметкой, пешеходными переходами. На участке группы № 2, прилегающий к площадке имеются иллюстрации с изображением транспортных средств, картотека дидактических игр по формированию правил дорожного движения у детей дошкольного возраста и др. Хранится весь перечисленный материал в специально отведенном месте – кладовой. Все оборудование находится в свободном доступе для детей.



Стационарное оборудование:
- площадка с дорожками с поворотами, разметкой, пешеходными поворотами;
- веранда – крытый навес от дождя и прямых солнечных лучей.
Выносное оборудование:
- стенд «Соблюдай правила дорожного движения»;
- картотека дидактических игр по формированию правил дорожного движения у детей дошкольного возраста;
- иллюстрации с изображением транспортных средств;
- набор дорожных знаков;
- макет светофора (плоскостной);
- макет городских построек;
- набор дорожных знаков (мелкий) на подставках;
- жилеты с изображением того или иного вида транспорта;
- нагрудные знаки;
- плакаты по дорожной безопасности;
- водительские документы в виде бейджиков и др.
Храниться весь перечисленный материал в специально отведенном месте – кладовой, прилегающей к площадке.

Формы работы в летний период:
- участие детей в расстановке дорожных знаков;
- рассматривание плакатов по дорожной безопасности;
- чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним;
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- сюжетно-ролевые игры «Шоферы», «В городе», «Улицы города», «Транспорт» и др.;
- дидактические игры «Дорога в дошкольное учреждение», «Виды транспортных средств», «Светофор», «Дорожные знаки для пешеходов» и др.
- проведение праздников, викторин, конкурсов и др.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Нами создается тематическая площадка развивающего обучения «Умники и умницы» Игра – наиболее результативное средство обучения дошкольников. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Понимая это, мы свою работу в летний период стараемся выстраиваем из развивающих игр и упражнений.
Но изюминка работы в том, что привычные развивающие игры, проводятся на свежем воздухе, в постоянном движении, общаясь друг с другом, используя нестандартное оборудование тематической площадки, а так же всех игровых участков. В этом нам помогают интеллектуальные игры «Шахматы», «Шашки».
Игры на ориентировку, в том числе и по клеточкам, можно заменять играми с ориентировкой на местности площадки. Дети получают задания взрослого и одновременно решают свою собственную задачу: «Отыскать пропавшего зайчонка, слонёнка, пчёлку, поросенка и вернуть его маме». Дети, как настоящие следопыты, выполняя задания взрослого, точно следуя плана (старший дошкольный возраст) или действуют непосредственно со взрослым («Сделай 2 шага влево, а затем 6 шагов вперёд»), отыскивают маму потерявшимся маленьким друзьям. А также даю задание сосчитать количество шагов от зайчонка до его мамы (считают обычные шаги и «гигантские», сопоставляют, каким шагом быстрее добрались до цели).
Определения свойств и качеств предметов также провожу в игровой форме с помощью нестандартного оборудования. На площадке имеется стол с водой и песком, сделанный руками родителей. Дети путём эксперимента познают, какие предметы тонут, не тонут и почему. Экспериментируя с водой, дети убеждаются в том, что вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.

Мы планируем использовать игры с природным материалом (шишки, палочки, камешки). Например: выложить узор по образцу, на память, а старшим дошкольникам задание усложнять: предлагая составить узор из 2 шишек и 5 палочек, составить квадрат из двух палочек (используя угол стола). На развитие внимания, зрительного запоминания предлать детям игры: «В какой руке камушек?», «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?» (на чередование).

Также детям очень нравятся игры на воображение: «Найди форму» (нужно узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).
А как обойтись летом без развлечений? Часто игры превращаются в путешествия в страну Сообразилию. На маршруте организую остановки, где детям предлагаются различные развивающие задания. В свои путешествия мы отправляемся на автомобиле, поезде или корабле, которые изготовили родители и сотрудники ОУ.
Мы видим, что наши нововведения имеют успехи. Для нас чрезвычайно важным является умение детей оперировать знаниями, умениями и навыками, использовать их в игровой и продуктивной деятельности. Знания, полученные в НОД, закрепляются в повседневной жизни, в играх, в которых создаются условия (тематические площадки), для применения знаний. Незаметно для себя, в процессе игры, дети решают разного рода логические задачи. Проводя образовательную и оздоровительную работу в летний период в интересной, увлекательной форме, мы способствуем с одной стороны формированию необходимых знаний и представлений, помогаем «догнать» товарищей, а с другой стороны – воспитываем у ребенка уверенность в своих силах, развивать познавательный интерес.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
«Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования»